Что такое социальная среда и социальные отношения

Сегодня принято говорить об информатизации как о характерном процессе «третьей волны», охватившем современное постиндустриальное общество. Этот процесс, протекающий в глобальном масштабе, имеет как некоторые общие черты, проявляющиеся в разных обществах, так и специфические формы проявления в разных странах. Интенсивность этого процесса может быть различной в тех или иных регионах, но несомненной остается его исключительная значимость.

Информатизация является следствием и формой выражения научно-технического прогресса последнего столетия, и, как всякий этап подобного развития, она имеет две стороны. Одна из них сугубо техническая, проявляющаяся в распространении информационной техники и информационных технологий, другая - социальная, обнаруживающая себя в воздействии на общественные процессы и на образ жизни отдельных людей.

Информационные технологии, проникая во все сферы жизни социума, воздействуют не только на его архитектуру, но и существенно влияют на способы и формы бытия отдельного человека. В этой связи проблемы информатизации общества, ее социальных последствий привлекают внимание как зарубежных, так и отечественных исследователей. Однако большинство специалистов концентрируют свое внимание на технической составляющей данного процесса. Между тем социальная составляющая информатизации весьма велика и требует своего осмысления. Информационные технологии не только изменили управление технологическими процессами, но стали инструментом реализации социальных технологий воздействия на человека, которое может и не иметь целенаправленного характера. Сегодня информационные технологии (1Т-технологии) опосредуют взаимоотношения между человеком и обществом, как и отношения между людьми. Эти обстоятельства ставят человека в новое положение в плане осознания названных взаимоотношений. В частности, изменения, вносимые информационными технологиями и средствами информационной техники, изменяют социальные процессы идентификации и самоидентификации личности, опиравшиеся в традиционном обществе на прямые контакты человека с теми или иными социальными группами и людьми. Изменяя коммуникативную сферу человека, информационные технологии неизбежно вносят новое содержание в социальные процессы идентификации. Именно эта сторона привлекает наше внимание в настоящем исследовании.

Следует также отметить темпы происходящих перемен, которые отражаются на научных изысканиях в данной области. Сегодня темпы исследования складывающейся ситуации уступают быстроте реально происходящих изменений. Актуализируется необходимость непрерывного проведения исследований.

В силу названных обстоятельств актуальность выбранной темы обусловлена:

- практическими потребностями как отдельного человека, так и общества в целом; в частности, необходимостью адаптации к постоянно меняющимся социальным и техногенным условиям и усложнением ситуации выбора в силу увеличения числа альтернатив.

- недостаточной изученностью проблемы адаптации человека в информационном мире;

- отсутствием интегрального анализа социальных последствий воздействия информационных технологий на человека, в частности, на осознание его взаимоотношений с обществом.

- необходимостью формирования информационного пространства, способного поддерживать развитие общества и человека.

Поскольку воспроизводство общественной жизни может происходить только при соответствующем воспроизводстве человека с его научно-технологическими знаниями и культурными навыками, то наиболее острые проблемы информатизации связаны с ее воздействием на человеческую личность.

Проблема, исследуемая в диссертации, заключается в том, что процесс информатизации и интенсивное развитие новых структур коммуникации делает неэффективными процессы идентификации, сложившиеся в индустриальных обществах. По этой причине необходимо исследование новых средств и путей поиска идентичности, возникающих в информационных обществах, а также поиска стратегий обретения идентичности.

Объектом исследования является комплекс взаимоотношений человек — общество — техносфера в условиях информатизации и становления информационного общества.

Предметом исследования оказываются особенности существования человека в коммуникационном пространстве и стратегии поиска его идентичности в условиях информационного общества. При этом под идентификацией мы пониманием обретение человеком идентичности, проявляющейся через принятую им принадлежность к определенному социуму и социальной группе. Самоидентификация предстает как сторона названного процесса, проявляющаяся как через осознание собственной идентичности, так и через индивидуальные действия для ее обретения. Идентификация и самоидентификация есть по сути стороны единого процесса обретения идентичности.

В соответствии с поставленной проблемой целью работы является анализ особенностей бытия и выявление особенностей идентичности человека в условиях информационного общества.

Для реализации поставленной цели в работе решаются следующие задачи:

1. Выявить особенности техногенной реальности, необходимые для становления современного информационного общества, а также характерные черты информационного общества, обусловленные информационной модернизацией техносферы;

2. Вскрыть взаимовлияния глобализации и процессов становления информационного общества, а также их воздействие на личностное бытие;

3. Определить место и значение идентичности в процессе становления личностных оснований бытия;

4. Выявить специфику бытия человека в условиях информационного общества и проанализировать возникающие в этой связи некоторые парадоксы;

5. Установить особенности построения стратегии поиска идентичности человеком в информационном обществе.

Степень разработанности темы

Анализ имеющейся литературы по данной проблеме показывает, что при изучении социальных аспектов информационного общества в рамках отечественной социальной философии есть много нерешенных задач. Во многих случаях поиски, связанные с информационным обществом, касаются не столько проблемы человека, сколько ориентированы на рассмотрение технической и технологической сторон постиндустриализма и на обсуждение особенностей вступления цивилизации в новый этап развития. Действительно, эту сторону современных общественных процессов нельзя оставить без внимания, поскольку становление информационного общества невозможного без технического базиса, созданного во второй половине 20 века. Здесь на первый план выдвигается представление о современной техносфере и положении человека в ней. К этой проблеме обращался целый рад авторов, в частности, В.С.Степин, В.Г.Горохов, В.В.Чешев, Б.И.Кудрин, О.Д.Симоненко, В.М.Розин, Н.В.Попкова, Х.Ленк, Е.А.Жукова и многие другие.

Исследование информатизации общества как своеобразного социально-технического процесса привлекала и продолжает привлекать к себе внимание ученых. Так, «информационное общество» как результат развития знаний и информации, рассматривалось Р.Ф.Абдеевым, Е.В.Арляповой, В.Н.Андреевым, Д.Белл ом, П.Дракером, В.Л.Иноземцевым, М.Кастельсом, К.Колиным, И.Н.Курносовым, В.Н.Лопатиным, И.Мелюхиным, Е.Масудой, А.Ракитовым, А.Тоффлером и др. Названные авторы выявили механизмы становления информационного общества, показали внутреннюю связь с развитием информационного сектора в экономике. Кроме того, они справедливо подчеркнули глубокую взаимную обусловленность информационно -технологических инноваций и социальных трансформаций в современном мире.

Рассмотрение особенностей информационного общества делает необходимым выведение анализа в плоскость глобализации, поскольку информатизация и информационные технологии стали одним из мощных средств реализации глобализационных процессов. Большинство авторов сходятся на том, что глобализация — процесс, который получил свое динамичное развитие в связи с развитием информационных технологий. Они явились механизмом, с помощью которого и через который происходит распространение ценностей информационного общества в мировом масштабе. Данной темы касались такие авторы как А.Ф.Бузгалин, В.Ф.Галецкий, М.М.Голанский, М.Кастельс, В.Г.Кувалдин, Л.А.Коробейникова, Н.Косолапов, Г.-П.Мартин, В.В.Назарчук, А.А.Овсянников, Н.М.Римашевская, С.Хантингтон, Г.К.Широков, Х.Шуман, Ю.В.Яковец и др.

Поскольку наше исследование обращено к социальному процессу обретения человеком идентичности в информационном обществе, то в исследовательское поле попадают также социально-философские вопросы бытия человека в нем, а также концептуальные основания теорий человека и специфики человеческого бытия. Так, в частности, проблемы концептуального основания учения о человеке были представлены в теории многоуровневой организации человека Б.Г.Ананьева, развиты в работах Д.Ю.Дорофеева, В.Н.Сагатовского и в концепции иерархической организации субъективной реальности (Р.Уильямс, В.В.Белоус, Б.А.Вяткин, Э.А.Голубева, К.В.Судакова, А.И.Крупников, В.Г.Леонтьев, В.С.Мерлин и др.).

Теория идентичности представлена в работах Э.Эриксона, Э.Гидденса, З.Баумана, Р.Дарендорфа, И.С.Кона, О.Кенберга, В.Н.Павленко, В.Хесли, А.Ю.Шерматова, И.Гофмана, Н.В.Антоновой, Г.Мид, О.В.Павловой,

Ф.Броделя, Э.Фромма, В.Дамье, Н.В.Загурской. Особенности социального бытия человека в постиндустриальном информационном обществе (обществе «третьей волны») рассмотрены Э.Тоффлером, а также в работах О.Н.Антипиной, В.Л.Иноземцева, М.В.Заковоротной, М.Кастельса.

Некоторые аспекты проблемы бытия человека в информационном обществе, такие, как изменение форм социализации, усиление зависимости от техносферы, усложнение социального мира и социальных взаимодействий, освещаются в исследованиях И.А.Негодаева, В.Л.Иноземцева, О.Н.Антипиной, И.С.Мелюхина, Ю.М.Резника, Э.Тоффлера, М.Кастельса, М.В.Заковоротной, П.Козловского, М.М.Чучкевича, А.Е.Шадрина, Г.С.Батыгина, Л.Г.Гаман, К.К.Колина, Н.П.Лукиной, К.Керделлан, Г.Грезийон и др.

Особое значение в современных процессах обретении идентичности играет Интернет, порождаемая им система коммуникаций и сетевых сообществ, как частного проявления коммуникативных связей. Важную роль для анализа названной составляющей процесса имеют научные изыскания И.Семенова, М.Кастельса, М.Чучкевича, Т.Абанкина, А.Шадрина, К.Керделлан, Г.Грезийон, Е.Мирской, Э.Кошкиной, Н.И.Гендиной, О.Н.Вершинской, Г.С.Батыгина, М.М.Чучкевича, Т.В.Абанкиной, А.Е.Шадрина.

Несмотря на предпринятый упомянутыми и другими исследователями анализ обозначенной проблемы, остается ряд вопросов, требующих прояснения. В частности, необходим анализ роли новых коммуникативных средств информационного общества в процессах обретения человеком социальной и культурной идентичности в условиях ослабления роли традиционных способов решения этой проблемы, имевших место в индустриальном обществе.

Теоретические и методологические основания работы представлены принципами диалектики, историзма, системности.

Сложность и многогранность предмета и объекта исследования требует сочетания и дополнения методами друг друга. Был использован широкий круг литературы и источников, принадлежащих к классической мировой и отечественной философии, труды современных философов, социологов, психологов, относящихся к различным школам и направлениям.

Научная новизна

1. Выявленытакие особенности современной техногенной реальности, как нарастание объема и веса «антропоцентричных» технологий, т.е. технологий, прямо или косвенно обращенных на изменение ментальных, психических и иных особенностей человека.

2. Определены.характерные черты информационного общества как этапа развития техносферы, в ходе которого получили широкое распространение персональные информационные технические средства, сложились разветвленные сетевые связи, включающие как индивидов, так и социальные группы, а также получили широкое распространение информационные технологии, обращенные не только в техносферу, но и опосредующие отношения между людьми и социальными группами.

3. Выявлены положительные и отрицательные воздействия информационного общества, на бытие человека. С одной стороны, открываются новые возможности для самореализации, развития и усиления' определенных качеств и' способностей. С другой стороны, отмечено снижение мотивации к генерированию нового знания; отторжение знания из-за увеличения его объемов; затруднение процесса принятия решения; снижение ценности конкретного знания; отторжение традиционного способа социализации; изменение форм социализации.

4. Раскрыто взаимодополняющее взаимодействие информатизации и глобализации, создающее глобальную социально-информационную среду на основе слияния новых технологий и средств информационной техники. Показано, что становление глобальной информационной техносферы способствует атомизации общества, приобретающей транссоциальной характер. В 9 этих условиях теряют свою эффективность формы обретения идентичности, сложившиеся в процессе формирования индустриального общества.

5. Установлено, что особенностью идентификации в информационном обществе становится преимущественно виртуальная стратегия поиска и обретения идентичности, которая разрушает или делает неэффективной форму идентификации «лицом к лицу», сложившуюся в индустриальном обществе. Определено, что виртуальная стратегия является способом идентификации благодаря тому, что сетевые сообщества приобретают признаки и функции социальных групп, а также отсутствуют ограничения в географии и плотности коммуникаций, расширяется спектр и количество сетевых сообществ, актуализируется проблема личностного выбора идентичности.

В диссертации на защиту выносится ряд положений, связанных с анализом постиндустриального информационного общества и ряда социально-культурных процессов, обусловленных положением человека в социально-технической среде и новыми условиями обретения идентичности.

При анализе информационного этапа развития техносферы внимание сосредотачивается на основных признаках информационного общества. Важнейшую роль в его становлении сыграли научно-технические достижения второй половины 20 века, с которыми связана новая стадия общественного развития, получившая название постиндустриализма. Техносфера постиндустриального общества стала технологическим базисом информационного общества, которое само предстает как одна из форм воплощения постиндустриализма. По этой причине рассмотрение особенностей индустриального общества связано с особенностями формирующейся техносферы постиндустриализма.

Техногенная цивилизация сформировала техносферу, которую можно охарактеризовать как техническую реальность современного мира. Проблема, порожденная ее становлением, заключается в том, что техносферная реальность становится непосредственным жизненным окружением человека, и вопрос о его бытийных основаниях не может не касаться проблемы взаимодействия человека и техносферы. В рамках техноцентричной парадигмы человеку отводится роль придатка машины и даже ставится вопрос о своеобразном синтезе человека и машины (киборг). Но такая позиция свидетельствует о недопонимании роли технической реальности в биосоциальных процессах, что приводит к искажению идентичности человека.

Рассуждая о значении техники, мы приходим к выводу о том, что только социотехническая парадигма позволяет отношения преодолеть сложившиеся противоречия. Усложнение техники в данном ракурсе видится как естественный процесс. В центре данного процесса стоит человек, идентифицирующий себя как создатель техносферы, которая способствует его собственному совершенствованию и стремлению к повышению объективности воспринимаемой картины мира. Таким образом, меняется парадигмальная установка в понимании техники не как средства покорения окружающей действительности, а познания и приспособления к ней. В практической деятельности это выражается в обязательном учете законов человеческого и общественного развития.

Однако техногенная цивилизация является довольно гибкой, динамичной, агрессивной. В системе «человек — техника» появились новые аспекты, такие, как появление технических средств, имитирующих человеческий интеллект, ощущения человека, которые влияют на выбор и установление человеком своей идентичности. Эти тенденции наиболее важны для информационной стадии развития техносферы, в рамках которой произошло качественное изменение управления не только технологическими, но и социальными процессами. В этих условиях социотехническая парадигма позволяет выделить такие критерии сбалансированности и жизнеспособности общества, как уровень экономического развития, позволяющий избегать потрясений, связанных с нищетой и голодом; институты гражданского общества, не допускающие насилия власти над обществом и личности над другой личностью; позитивные, смысложизненные высшие духовные ценности и доминанты; способность общества к воспроизводству за счет внутренних источников.

Фундаментальным проявлением становления техносферы индустриализма стало формирование новых средств обработки информации и информационных технологий, составивших технологическую основу информационного общества. Анализ концепций позволил с позиции социально-философского аспекта найти рабочее определение информационного общества как общества, которое базируется на доминирующей, по отношению ко всем остальным сферам его реализации, значении информации и знания. Это способствовало выявлению социальных аспектов данного типа общества. В социальном плане наиболее существенным здесь является нарастание роли информационных технологий, опосредующих не только технологические процессы и отношение человека к природному миру, но опосредующих также отношение отдельных индивидов к социальной и технической среде, а также и межличностные отношения. Именно эта сторона развития техносферы информационного общества порождает основные социальные следствия как положительного, так и отрицательного характера.

Одной из социально-технических особенностей информационного общества, придающих ему новое качество, явилось появление сетевых сообществ и использование сетевых технологий. Активное распространение сетевых технологий приходится на 90-е годы XX века. Социальные трансформации, вносимые ими, получили широкое распространение в связи с созданием сети Интернет. К новым чертам жизни общества, вносимым сетевыми взаимоотношениями, можно отнести воспроизводство знания и информации в циклическом режиме; формирование глобальной информационной экономики, основанной на применении сетевых технологий и бизнес-проектов; распространение нового типа занятости, который представлен такими формами, как самозанятость, неполный рабочий день, временная и контрактная работа, неформальная или полуформальная работа; замена иерархических связей на сетевые во всех сферах жизни человека; диверсификация культурного пространства и т.д.

Кроме этого, сетевая архитектура общества позволяет говорить о синтезе глобального и локального на всех уровнях его организации.

Новые качества информационного общества усиливаются глобализаци-онным процессом, более того, они фактически слились с этим процессом и стали его частью, хотя сама по себе информатизация может осуществляться и в рамках отдельного общества или государства. Тема глобализации является широко и неоднозначно обсуждаемой, чем обусловлена необходимость анализа и систематизации широкого спектра мнений. Это позволило осмыслить феномен глобализации как таковой и разобраться в ее механизмах и архитектуре. Такая работа дала возможность посмотреть на глобализацию как на процесс, в ходе которого и с помощью которого формируется информационное общество в общемировом масштабе.

Выявлено, что архитектура глобализации и информационного общества приблизительно идентичны. Страны - центры, полупериферии, периферии глобализации - являются таковыми и по отношению к информационному обществу. Такая организация предполагает существование иерархической структуры, т.е. вертикальных связей, прослеживаемых при обращении к установившимся «официальным» структурам (глобализации, информатизации «сверху»). Корпоративная глобализация как осознание общечеловеческой общности перекликается с принципами организации информационного общества «снизу», т.е. через установление горизонтальных связей. При этом прослеживаются аналогии между процессами информатизации и глобализации. В частности, речь идет о сосуществовании и взаимообусловленности глобального и локального: глобализация мира и самобытность (идентичность) человека, сообщества и т.д., нивелирующий технологизм виртуального пространства и присутствие в нем единиц (групп, сообществ), претендующих на приватность.

Сочетание глобального и локального демонстрирует расширение степени свободы на микроуровне, открывающей, в частности, новые возможности в поиске путей самоидентификации.

Социальным следствием информатизации, усиленным глобализационны-ми процессами, является изменившееся положение человека в социальном и техногенном мире. Ряд форм коммуникации, сложившихся в индустриальном обществе, либо ослаблен, либо разрушен. На их месте появляется новая коммуникативная среда, основными элементами которой становятся компьютер и информационные технологии, опосредующие в той или иной степени социальные связи. Эти обстоятельства существенно сказываются на процессах обретения идентичности, сопровождающих становление человеческой личности и ее включение в социальную реальность. Обретение идентичности человека является процессом его самоопределения, в котором принимает участие сознание человека. Обретенная идентичность выражается в самосознании, которое позволяет человеку осуществлять дистинкцию между существующей данностью и возможностью ее восприятия как самостоятельной и отдельной. Именно самосознание позволяет человеку установить свою идентичность.

Изменение социальных условий жизни человека в настоящее время позволяет говорить о возникновении кризиса идентичности в плане ее поиска и обретения. Развитие информационного общества в условиях глобализации сопровождается углублением тенденции к его атомизации, что согласуется с постмодернистской парадигмой, отражающей современное состояние радикальной плюральности, эклектичности западной культуры. Ситуация постмодерна усугубляет проблему идентичности, поскольку ведет не только к эклектичности социо-культурного пространства, но и самого человека. По этой причине становится необходимым выявление специфики и особенностей бытия человека в условиях новой социальной реальности.

Глобальное информационное общество предоставляет новые возможности для формирования личности и вместе с тем предъявляет более серьезные требования к человеку. Соотнесение двух способов формирования индивидуальности человека - внутреннего и внешнего - позволило выявить степень их взаимного проникновения в условиях постоянной трансформации информационной техносферы, а также выявить достаточно устойчивые положительные и отрицательные тенденции воздействия новой техно-социальной среды на человека. Возникают парадоксы, обусловленные разрывом внешних и внутренних способов формирования индивидуальности человека. Например, доступность информации, обеспечиваемая информационными средствами и технологиями, снижает мотивацию к генерированию нового знания. Доступное получение знания из источников, предоставляемых информационных пространством современного общества, не пробуждает мотивации к деятельности по развитию новых способов познания.

Отторжение знания из-за увеличения его объемов говорит о неподготовленности внутренних личностных структур к увеличению внешних нагрузок, что проявляется в отсутствии навыков оценки качества, объема и глубины получаемой информации. Данное явление следует отнести к устойчивым тенденциям, приводящим к нарастанию социального неравенства, т.к. факторами социального разделения становятся аккумулирование, использование и генерирование знания.

Усугубляется процесс отказа от принятия решений из-за увеличения числа альтернатив. Человек оказывается в ситуации неуверенности, сомнений, и, как следствие этого, отказывается от ответственности. Результат — принятие неверных решений; чрезмерная идеализация технических средств в вопросах принятия решений.

Снижение ценности конкретного знания в силу его быстрого устаревания приводит человека к необходимости постоянного обновления и пополнения «человеческого капитала», формированию информационной культуры. Но для выравнивания ситуации человек должен быть в достаточной степени мотивирован, а такое состояние невозможно без устойчивой идентификации, позволяющей осознать свое положение в обществе, смысл своей деятельности и т.п. В этой связи в работе уделено большое внимание рассмотрению процессов отторжения традиционных форм социализации, обусловленному виртуализацией социальных взаимодействий, совершающихся в таком же виртуальном коммуникативном пространстве. Выявлены такие особенности виртуальной социальности, как поверхностность, отсутствие совместной деятельности, прочных социальных связей и т.п. Все это искажает представление человека о социальной реальности и ведет к нарастанию отчужденности и атомизации человека в социуме.

Вся совокупность названных обстоятельств принуждает к поиску новых путей решения проблемы идентичности. Сочетание глобального и локального, установление горизонтальных связей благодаря использованию информационно — коммуникационных технологий, повышенная плотность информации, увеличение числа альтернатив, виртуализация социальных отношений выводят исследовательский вектор на проблему поиска и реализации стратегий идентичности человека с помощью новых возможностей, предоставляемых информационной техносферой.

Особое место в этом процессе занимает Интернет и возникающие в нем сетевые сообщества. Глобальная сеть Интернет вносит новые черты в процессы обмена информацией. Во-первых, речь должна идти о новой форме подаче информации, которую привносит Интернет, несмотря на родственность его информационной структуры со средствами массовой информации. В информационных связях Интернета происходит стирание пространственных и временных границ между пользователем и сетевыми ресурсами. Таким образом, можно констатировать изменение формата получения и передачи информации. Во-вторых, Интернет и его сетевые сообщества дают новые коммуникативные возможности, что проявляется в увеличении плотности связей. Именно коммуникация является необходимым условием установления идентичности. Соответственно появляется новый вариант общественных объединений, организаций, основанный на сетевых практиках.

Использование сетевых сообществ в условиях информационного общества становится одной из стратегий обретения идентичности человеком. Эта стратегия является попыткой выхода к новым формам общения, дополняющим и замещающим сложившиеся ранее, и преодоления кризиса идентичности. Однако данная стратегия не позволяет в полной мере решить эту проблему, т.к. связь осуществляется через техническое средство (в виртуальном режиме), а не в реальном контакте, не в реальных действиях. Индивиды могут достигать виртуальной идентичности в виртуальном пространстве, но в реальных социальных взаимодействиях оставаться на обочине значимых социальных связей. Это, в свою очередь, не позволяет человеку преодолеть отчуждения, удовлетворить потребность в реализации своей индивидуальности через сопричастность, самовыражение, самосознание. Средства, поставляемые информационными ресурсами Интернет, не дают исчерпывающего решения задачи идентификации человека в постиндустриальном обществе, что свидетельствует о необходимости новых поисков для выстраивания стратегий обретения идентичности.


Источник: http://www.dissercat.com/content/chelovek-v-informatsionnom-obshchestve-problema-identifikatsii

Поделись с друзьями



Рекомендуем посмотреть ещё:


Закрыть ... [X]

Диссертация на тему «Человек в информационном обществе Каре на длинные волосы укладка



Что такое социальная среда и социальные отношения Адаптация человека - понятие, виды и факторы адаптации
Что такое социальная среда и социальные отношения ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ -СИРОЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ
Что такое социальная среда и социальные отношения Методы в социологии. - t
Что такое социальная среда и социальные отношения Социальная поддержка
Что такое социальная среда и социальные отношения Комфортная среда
Что такое социальная среда и социальные отношения Иванов-Петров
Что такое социальная среда и социальные отношения 50 лучших Тату на Щиколотке для Девушек! Фото 2017
Вейп что это такое, вред и польза вейпинга для здоровья, вейпинг в Домашний Мастер: самоделки своими руками, поделки, handmade Игра «Наследники 2: Книга раскраска» Как приготовить гренки - рецепт Как сделать гренки из черного хлеба Кто еще не знает, как рисовать дельфинов? Общероссийский классификатор основных фондов ОК 013-94 (ОКОФ ) (утв) Осуществление закупок Пословицы И Поговорки - скачать mp3 Слушать музыку онлайн

ШОКИРУЮЩИЕ НОВОСТИ